Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гун цзычжэнь

Энциклопедия Кольера

ГУН ЦЗЫЧЖЭНЬ

ГУН ЦЗЫЧЖЭНЬ

Гун Сэжэнь. Гун Динъань (1792-1841), китайский философ-неоконфуцианец, ученый, литератор, представитель Чанчжоуского направления "школы новых текстов" (или "школы текстов новых письмен"), воссозданной Чжуан Цуньюем (18 в.). Родился 22 августа 1792 в Жэньхэ (на территории совр. Ханчжоу) провинции Чжэцзян в семье чиновника, состоял на государственной службе. В 1829 получил высшую ученую степень цзиньши. Умер 26 сентября 1841 в Даньяне провинции Цзянсу. Общетеоретические взгляды Гун Цзычжэня не были систематизированы и нашли выражение в небольших произведениях, объединенных в несколько сборников после его смерти, вызванной потрясением от наступления в Китае "эпохи смуты" и поражения страны в первой "опиумной" войне с Англией (1840-1842). Один из организаторов Сюньнаньского поэтического общества (1830), распространявшего идеи политико-правовой реформации. Как и другие сторонники "школы текстов новых письмен"

(см. ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ; ВЭЙ ЮАНЬ),

Гун Цзычжэнь стремился связать традиционную науку, в которой господствовали философия, филология и история, с общей теорией государственного управления. В числе первых в Китае выступил за социально-экономическую и научно-техническую модернизацию страны, ликвидацию устарелых государственных институтов (экзаменационной системы и т.п.) и общественных норм (бинтование ног у женщин и т.п.). Главной социальной опасностью считал разрыв между богатством и бедностью. Идеальное "сбалансированное" (пин цзюнь) распределение благ, по Гун Цзычжэню, подобно справедливой раздаче воды (каждому - по его иерархической норме) и зависит от общественных умонастроений: "Человеческое сердце - корень (бэнь) мирских нравов, мирские нравы - корень государевой службы". Вслед за Гао-цзы, оппонентом Мэн Кэ (4-3 вв. до н.э.), утверждал, что "[[человеческая]] природа (син1) лишена и добра, и недобра". Поэтому "человеческие сердца" могут быть изменены к лучшему и общественные отношения усовершенствованы посредством принципов, изложенных в наборе канонических конфуцианских произведений, определенном "школой текстов новых письмен". Изменения в общественной жизни и духовной атмосфере неизбежно требуют пересмотра политико-правовых норм. Чем консервативнее были правившие династии, тем скорее они гибли, ибо их правители "слепо следовали установлениям основателя династии и боялись вынести эти установления на суд людей". Своевременное политико-правовое реагирование на рождаемые жизнью новшества способно сохранить трон императорской фамилии навечно.

ЛИТЕРАТУРА

Гун Цзычжэнь. 0 равномерном распределении. - В кн.: Избранные произведения китайских мыслителей нового времени (1840-1898). М., 1961 История китайской философии. М., 1989 История политических и правовых учений. М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Полезные сервисы